Конструкция стыков труб

Чтобы обеспечить точность герметических размеров, внутренняя поверхность раструба подвергается на предприятии-изготовителе калибровке на установке, снабженной шлифовальными кругами. Это — одна из самых дорогостоящих операций в изготовлении труб (из-за быстрого износа шлифовальных кругов); зачастую она является узким местом при увеличении выпуска продукции.

Гибкий стык на резиновых кольцах позволяет избежать перегрузки труб при небольших просадках оснований и увеличить расстояние между температурными компенсаторами. При таком стыке можно не учитывать осевых усилий от гидростатического давления жидкости в местах изменения направления трассы напорного трубопровода.

В безпорных трубопроводах основными типами стыка пока остаются раструбный со ступенчатой формой раструба и фальцевый. В канализационных коллекторах соединения труб со ступенчатой формой раструба зачеканивают просмоленной прядью (в кольцевом зазоре) на половину глубины раструба, а остальную часть раструба заполняют асбестоцементной смесью.

В водосточных трубопроводах, а также в канализационных на искусственном основании заделку стыков труб со ступенчатой формой раструба можно производить зачекан-кой асбестоцементной смеси на всю глубину раструба с последующей обмазкой битумом. В трубопроводах диаметром 800 мм и более вертикальные зазоры в стыках дополнительно заделывают изнутри труб цементным раствором.

Соединения фальцевых труб диаметром 1750-2500 мм заделывают зачеканкой зазора между торцами труб асбестоцементной смесью.

В случае значительных объемов работ заделку стыков фальцевых труб рекомендуется производить торкретированием цементного раствора. Безнапорные трубы с конической формой раструба соединяют аналогично напорным трубам — с применением резиновых колец, однако зазор в стыке назначают несколько большим, что позволит при отсутствии колец заделать стык асбестоцементной смесью (в этом случае трубы изготовляют без упорного буртика) .